Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Регистрация


Книгу раскрыли 512 раз
8 Трактат о Белой Магии
Зарегистрированным пользователям доступна закладка

599]
ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТОЕ

Огни приближаются к тени, но не сжигают ее. Огненная оболочка создана. Пусть маг пропоет слова, которые сплавят огонь и воду.

 

§     ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

§     ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВЕЛИКОЙ ИЛЛЮЗИИ

§     ПРИЗЫВ К СЛУЖЕНИЮ

§     ГРУППЫ И ПОДГОТОВКА В НОВОМ ВЕКЕ



601]
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Мы приступаем к рассмотрению последнего правила магии. Если оглянуться назад на длинный ряд инструкций, то некоторые базовые линии учения выступают исключительно ясно, оставляя менее значительные направления в тени. Учащимся не следует  забывать, что при чтении любого базового учебника (а данные инструкции таковым и считаются) должна соблюдаться определенная процедура. Прежде всего, учащийся должен прочесть учебник целиком, с тем чтобы уловить пункты первостепенной важности, основные линии учения и три или четыре положения, на которых базируется вся его структура. Осмыслив их, он может приступить к поиску и обдумыванию той вспомогательной информации, которая способствует освещению и прояснению главных положений. После чего он может успешно вникать в подробности. Поэтому учащимся будет интересно пересмотреть данные инструкции и выделить из них главные пункты; далее они могут приступить к усвоению второстепенной информации и наконец осмыслить все частности, изложенные под различными подзаголовками. Так составится конспект книги, который надежно закрепит содержащиеся в ней знания в памяти учащегося.

Один из главных аспектов учения, который отчетливее всего выявляется во всех истинно эзотерических инструкциях, касается позиции изучающего оккультизм. Он намеревается иметь дело с вещами субъективными и эзотерическими; он поставил себе целью стать работником Белой магии. Для этого он должен принимать и устойчиво сохранять позицию Наблюдателя, Исследователя, отстраненного от механизма наблюдения и контакта; он должен сознавать 602] себя духовной сущностью, отличающейся по своей природе, задачам и методам работы от тел, которые он считает нужным временно занимать и использовать. Он должен сознавать свое единство и чувствовать линии контакта со всеми подобными работниками и, тем самым, выяснить свое положение в духовной иерархии Существ. Распространилось так много дезинформации и так часто неверный акцент делался на статусе и положении в так называемой иерархии душ, что здравомыслящие уравновешенные ученики стараются сейчас направить свои мысли на другое, они стараются избегать, насколько это возможно, любых размышлений о рангах и сферах активности. Однако при выравнивании маятника можно откачнуться слишком далеко в противоположную сторону и вовсе перестать принимать в расчет эти стадии активности. Не поймите меня превратно; я не ратую за то, чтобы рассортировывать людей и оценивать, где они стоят на эволюционной лестнице. Это глупейшим образом делалось в прошлом, что опозорило данную тему и сильно дискредитировало ее в умах общественности. Если здраво рассматривать названия этих стадий, видя в них то, чем они являются на самом деле, – обозначения уровней состояния расширенного сознания и степеней ответственности, – то опасность личностной реакции на термины «принятый ученик, посвященный, адепт, учитель» будет ничтожно мала и можно будет избежать многих недоразумений. Всегда надо помнить, что индивидуальный статус, как правило, не разглашается, и что точка эволюции (которую смело можно признать как опережающую точку эволюции среднего гражданина) демонстрируется жизнью активного бескорыстного служения, основанного на просветленном видении, опережающем расовое понимание.

В настоящее время при формировании в мире Новой Группы Мировых Служителей надо быть по-настоящему предусмотрительными. Каждый работник отвечает за себя и свое служение и 603] ни за кого больше. Оценивать и определять эволюционный статус нужно не на основании притязаний, а на основании проделанной человеком работы и проявлении им любви и мудрости. Суждение должно основываться на демонстрации действительного знания Плана, реализуемого в мудром формулировании следующего шага, предстоящего человеческой расе; на демонстрируемом эзотерическом восприятии; на широком конструктивном и объемлющем влиянии, или мощи ауры.

Вы просите более четко определить, что я подразумеваю под словами «эзотерическое восприятие». Я имею в виду способность жить и функционировать субъективно, сохранять постоянный внутренний контакт с душой и с миром, в котором она живет; такой субъективный контакт должен обнаруживаться через активно проявляемую любовь, через неустанно изливаемую мудрость, через способность все вмещать и отождествляться со всем, что дышит и чувствует, – эту выдающуюся характеристику всех правильно функционирующих Сынов Божьих. Я также имею в виду то внутренне удерживаемое внимающее состояние ума, которое позволяет сосредотачиваться по своей воле на любом плане. Это состояние способно обуславливать и контролировать эмоциональную чувствительность не только самого ученика, но и всех, с кем он может соприкоснуться. Силой своей безмолвной мысли он способен нести свет и мир всем. Благодаря этому ментальному могуществу он способен настраиваться на мировые мысли и на сферу идей, он в состоянии разбираться в них и выбирать те ментальные способы воздействия, те концепции, которые позволят ему как работнику Плана влиять на свое окружение и облекать новые идеалы в такую мыслительную материю, которая будет способствовать их быстрому признанию в мире обывательского будничного мышления и существования. Такое состояние ума даст также возможность ученику ориентироваться на мир душ, чтобы в этом высоком месте вдохновения и света узнавать тех, с кем он должен работать, общаться с ними и – в единстве с ними – сотрудничать в осуществлении божественных намерений.

Эзотерическое восприятие – это главное, что нужно обрести 604] стремящимся в нынешний период мировой истории. Пока стремящиеся хотя бы частично его не достигнут и не сумеют его применять, они не составят часть Новой Группы, не смогут работать как белые маги, и данные инструкции останутся для них теоретическими и, в основном, умозрительными, вместо того, чтобы быть практическими и действенными.

Для того, чтобы культивировать это внутреннее эзотерическое восприятие, необходима медитация, причем регулярная медитация на ранних стадиях развития. Однако со временем, по мере духовного роста человека, его ежедневная медитация постепенно уступает место устойчивой духовной ориентации, и тогда медитация в том виде, в каком она сейчас понимается и требуется, более не нужна. Отстраненность человека от используемых им форм становится настолько полной, что он всегда живет в «месте Наблюдателя» и из этой точки и в этом состоянии управляет деятельностью ума и эмоциями, а также энергиями, делающими физическое выражение возможным и полезным.

Первая стадия развития и культивирования эзотерического восприятия заключается в том, чтобы научиться сохранять состояние непрерывного отстраненного наблюдения со стороны.

Новая Группа Мировых Служителей, ее внешние ряды, вполне могут рассматриваться как корпус опытных, подготовленных исследователей. Я бы разделил эту группу на три подгруппы, чтобы стремящиеся и чела во всем мире могли установить, к какой подгруппе они относятся, и могли искренне, честно и с пониманием начать выполнять необходимую работу. Так им можно помочь определить свою роль.

Во-первых, имеются подготовленные исследователи.

Эти стремящиеся учатся двум вещам. Во-первых, они учатся практиковать ту отстраненность, обретая которую они начинают жить как души в мире повседневных дел и понимать реальное значение слов: «работать без привязанности». Во-вторых, они участвуют в мировых делах в той или иной из семи сфер деятельности, о которых 605] я упоминал ранее, когда привлек внимание мира к Новой Группе. Они изучают знаки времени. Они исследуют великую драму истории, с тем чтобы открыть ее базовую тенденцию и поведать традиционному академическому миру и мыслителям расы о том, что они видят и понимают.

Через всю человеческую историю, сплетаясь, проходят три нити, и при изучении взаимодействий этих трех нитей раскрывается история эволюции. Направляя мысли на изучение первой нити, человек может исследовать развитие формального аспекта, расовых тенденций, и обнаружить, насколько безукоризненно формы рас, стран, флоры и фауны нашей планетарной жизни соответствовали нуждам медленно эволюционирующих сынов Божьих. Мысленно следуя по второй нити, мы приходим к пониманию того, как растет сознание, изучаем, как происходит переход от инстинктивной стадии к стадии интеллектуальной осведомленности и далее – к той интуитивной просветленности, достижение которой является нынешней целью расширения сознания.

Третья нить касается реализации самого Плана, и здесь мы вступаем в сферу действительно неизведанную. Каков План и какова цель полностью не осознает пока никто, за исключением наивысших адептов и самых возвышенных Сынов Божьих. До тех пор, пока у людей не станет просветленным ум и не разовьется способность к интуитивному отклику, им будет невозможно постичь базовые концепции, содержащиеся в уме Самого Бога. Пока не достигнута высшая точка Горы Посвящения, невозможно увидеть Землю Обетованную такой, какая она есть. Пока ограничения – необходимые ограничения – трех миров не преодолены, и пока человек не станет функционировать как свободная душа в духовном царстве, то, что выше этого царства, должно оставаться скрытым от человека, так же как человеческое состояние существования и осведомленности остается запечатанной книгой для животного. Это полезный и нужный урок, который следует усвоить всем ученикам.

606] Однако исследователи, изучающие времена и периоды, смогут быстро прогрессировать в интуитивном росте, если будут упорно продолжать медитировать, развивать свой интеллект и стараться всегда мыслить универсальными категориями. Пусть они рассматривают историческую ретроспективу как часть подготовки к будущему. Пусть они наберутся смелости и признают тот факт, что царство душ неотвратимо становится явлением физического плана (разве я выражаюсь парадоксально?) и что оно, в конце концов, станет известно как пятое царство природы и будет признано таковым учеными в течение следующего века. Эти «подготовленные исследователи» образуют внешний круг Новой Группы, и их ключевая нота – синтез, избавление от всего несущественного и содействие просветлению человечества. Трудясь во многих областях человеческой деятельности, они характеризуются несектантским духом, способностью вникать в самую суть и объединять различные направления человеческих исследований в одно органическое, единое целое.

Вторая подгруппа в Новой Группе Мировых Служителей – это телепатические связники. Их гораздо меньше, и они характеризуются сравнительно тесным взаимодействием друг с другом. Они являются в первую очередь связующей, или соединяющей группой. Они выделяются из более экзотерического круга подготовленных исследователей, но имеют более широкий спектр служения, так как работают более эзотерическим образом. Они находятся в контакте друг с другом и с подготовленными исследователями, но в то же время они находятся в контакте с группой мужчин и женщин, работающих в самом центре, или сердце, мировой группы. У них тройственная, очень трудная работа. Им неустанно приходится культивировать ту отстраненность, что присуща душе, которая познала себя. Они неустанно адаптируют для нужд мира знания и информацию, которые затем передают подготовленным исследователям, и выдают учения. Они работают эффективно, но всегда из-за 607] сцены, и хотя поначалу мир может о них знать на нынешней начальной стадии работы Новой Группы, хотя их могут признавать наставниками, писателями и служителями, позднее они будут все дальше и дальше удаляться на задний план и работать через внешний круг Новой Группы. Они будут вдохновлять подготовленных исследователей, будут возлагать на них все большую ответственность; они будут способствовать росту телепатического взаимодействия в мире, сплетая те нити, которые, в конце концов, соединят сегодняшний разрыв между видимым и невидимым и сделают возможным появление нового мира – мира, в котором смерти, какой мы ее знаем, не будет и утвердится универсальная непрерывность сознания. Вот почему упор делается на повышении телепатической восприимчивости у членов этой подгруппы в составе Новой Группы. Члены этого второго круга работников учатся развивать восприимчивость в трех направлениях: к мыслям людей, находящихся в физическом воплощении, к умам тех, кто уже отошел, но еще пребывает в теле ума, и к группе духовных Существ – Охранителей эволюционного процесса, контролирующих все три нити развивающейся жизни.

Их задача исключительно трудна, гораздо труднее, чем у первой группы, труднее даже, чем у последней, поскольку им не хватает пока определенных способностей и опыта. Центром их сознания является интуиция, а не синтезирующий интеллект, и их состояние осведомленности широко и включающе. Поэтому они испытывают больше страданий, чем остальные, и лишь немногие из них не очень обеспокоены собственным благополучием и не слишком чутко реагируют на вибрации, эманирующие от форм во всех трех мирах. Состояние отстраненности у большинства из них пока несовершенно. Они соединяют, и потому втягиваются в бесчисленные проблемы и отзываются на страдания мира. Они видят, если можно так выразиться, слишком многое, так как не обладают пока привилегией ясно прозревать цель на два века вперед. 608] Они ощущают насущную необходимость. Они отзывчивы к новому притоку духовной силы. Они несут на своих плечах бремя проблем человечества, а поскольку они более или менее координированы, то живут в трех мирах одновременно, а это мало кому под силу. Они сознают безотлагательность нынешнего благоприятного момента и, видя инертность многих, вынуждены работать с колоссальным напряжением.

Третья, самая сокровенная группа из всех – это члены самой Иерархии. Мне абсолютно все равно, называют ли эти освобожденные души Старшими Братьями расы, Учителями Мудрости, Облаком Свидетелей, Христом с Его Церковью, Сверхлюдьми или любыми другими терминами, обусловленными унаследованными тенденциями или традицией. Им самим это еще более безразлично. Мелкие недоразумения относительно их личностей, имен и статуса не имеют никакого значения. Они – разумные силы планеты; благодаря своему расширенному состоянию сознания они выражают Ум Бога; они воплощают непреложный, неизменный разумный принцип, и через них протекает энергия, которую мы за недостатком лучшего понимания называем Волей Божьей. Они знают о Плане гораздо больше, чем два внешних круга Новой Группы Мировых Служителей, так как отчетливо видят следующий шаг, к которому планетарная эволюция подведет расу в течение ближайших двух столетий. Они не утруждают себя пустыми спекуляциями относительно того, какова конечная цель по завершении мирового периода. Это может вас удивить, принимая во внимание нескончаемые спекуляции непосвященных. Но это так. Они знают, что есть свое время и период для всего; заглядывая вперед и интуитивно постигая цели всех царств на ближайшее будущее, они направляют все свои объединенные усилия к одному – к развитию интуитивной телепатической восприимчивости Связников, соединяющих пропасть между ними 609] и физическим миром. Связники, в свою очередь, стараются использовать Исследователей. Знающие, Связники и Исследователи – все они работают в тесном, хотя подчас и неосознаваемом единстве, все отзываются (в соответствии со своим уровнем) на импульсы Ума и Воли Логоса, Солнечного Божества.

За этой тройной группой стоят Престолы, Господства и Власти, которых мы не будем касаться. По другую сторону стоит человечество, раздираемое ужасами прошедшей мировой войны, сбитое с толку социальным, религиозным и экономическим гнетом настоящего, чувствительное и отзывчивое к влияниям и энергиям, возвещающим Новый Век – Век Водолея, неспособное ничего понять и объяснить и жаждущее только свободы мысли и приемлемых физических условий, хватающееся за любую возможность получить знание и потому представляющее собой благодатную почву для работы Новой Группы.

Мы убедились, что цель любой внутренней тренировки заключается в том, чтобы развить эзотерическую восприимчивость, обрести ту внутреннюю чувствительную осведомленность, которая позволяет человеку функционировать не только как Сыну Божьему в физическом воплощении, но и как тому, кто обладает также непрерывностью сознания, дающей возможность быть внутренне пробужденным и в то же время внешне активным. Это осуществляется благодаря развитию способности быть опытным подготовленным Исследователем. Я адресую эти слова всем стремящимся. Именно умение удерживать состояние правильного восприятия способствует достижению состояния отстраненности от формы и вытекающему из этого обретению способности использовать форму по своей воле, имея целью продвижение иерархических планов и принесение тем самым пользы человечеству. По достижении же способности правильно воспринимать, стремящийся переходит в промежуточную группу опытных Связников, соединяющую вышеупомянутые группы (группу духовных работников на субъективном плане с экзотерической группой), интерпретируя им действия друг друга. Помните, что даже члены 610] Иерархии прислушиваются к мнению и совету тех бескорыстных учеников, которым можно доверять в том, что они верно распознают и интерпретируют потребности момента.

Когда эта стадия достигнута и человек сознательно соприкасается с Планом, тогда можно приступать к настоящей магической работе. Мужчины и женщины, которые начинают жить как души, могут взять на себя магическую работу Нового века, могут открыть эпоху таких изменений и перестройки, которые приведут к появлению нового неба и новой земли, о чем красноречиво свидетельствуют все Писания мира. Тогда можно будет работать с силами в эфирной материи и создавать на физическом плане такие творения и организации, которые более адекватно воплотят Жизнь Бога в Веке Водолея, который сейчас с нами. Именно к этой стадии относится Правило XV.

Это правило описывает завершение магической работы; оно одинаково верно для магической работы Солнечного Логоса, Планетарного Логоса, воплощающейся души или продвинутого человека, научившегося работать как белый маг по Плану Великой Белой Ложи. Оно, конечно, относится и к работе тех, кто благодаря интеллектуальному развитию научился работать как маг, но на так называемой черной стороне, поскольку одни и те же правила магической работы пригодны для обеих групп, хотя их мотивирующие импульсы разные. Однако с работой черных магов мы не имеем ничего общего. То, чем они занимаются, имеет могущественный кратковременный эффект, если употребить слово «кратковременный» в смысле «циклический», но это могущество в свое время они потеряют и подчинятся требованиям носителей Света и Жизни.

Стадия тени – это туманный, неопределенный период, который предшествует плотному конкретному проявлению. Речь здесь идет не о тени как о двойнике души в физическом воплощении. Речь идет об одной из промежуточных стадий творческого процесса. 611] Она технически называется «стадией увеличения и уменьшения туманности», и эта стадия предшествует появлению более устойчивой, относительно статичной экзотерической формы. При формировании солнечной системы она представляет собой подготовительный период, и примеры того, как она протекает можно наблюдать в звездном небе. Это стадия, когда Великий Маг еще находится в начале процесса исполнения Своей работы; Он еще не пропел окончательно те мистические слова, те духовные звуки, которые начнут осаждение и приведут к осязаемому появлению формы.

В «Тайной Доктрине» говорится о трех огнях, известных с древности; «Вишну Пурана» дает этим огням в точности такие же названия, что и Е.П.Б., которая позаимствовала эти термины из древнего Писания. Электрический Огонь, Солнечный Огонь и Огонь Трения, когда они соединяются, рождают проявленный макрокосм и микрокосм, – об этом соединении говорится в моем предыдущем трактате, «Трактате о Космическом Огне». Данные огни эзотерически представляют собой один огонь, но огонь этот производит – при восприятии сознанием (которое само проходит разные стадии эволюционного развития) – впечатление дифференцированной огненной сущности. Эта огненная сущность может восприниматься как сама Жизнь, или как «Самосветящийся Свет», или она может восприниматься как активная форма, присущая единой субстанции, которая лежит в основе всех явлений. В этом последнем правиле магии рассматриваемые огни – это огни самой материи, которые приближаются к тени и (как это символически выражает «Древний Комментарий») «восходят из второй тьмы по зову духа света и встречают в назначенном месте то, что их впитает и поднимет к огненной точке, откуда вышли эти огни живого света и лучезарной жизни».


ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВЕЛИКОЙ ИЛЛЮЗИИ

Фраза из правила XV: «которые сплавят огонь и воду» относится 612] к эффекту, происходящему в точке конденсации после произнесения великих слов, вызывающих этот эффект. Данное правило почти невозможно объяснить, и мне не разрешено сообщать вам те слова, которые вызывают этот процесс. Можно дать лишь несколько намеков, которые побудят настоящего стремящегося думать и, увы, могут вызвать лишь раздражение у поверхностного интеллектуала, ищущего легких быстрых методов и формул работы. Теплота и влажность участвуют в образовании всех форм жизни, но великим таинством (по существу последним таинством, которое объясняется адепту) является то, каким образом соединение трех огней способно производить влажность, или элемент воды. Эта проблема, это явление составляет основу Великой Иллюзии, о которой говорится в древних книгах; это соединение приводит к появлению завесы майи. В действительности нет такого объекта как вода; водная сфера, астральный план – это (если бы вы только смогли осознать) иллюзорный эффект, не имеющий реального существования. Но – во времени и пространстве и для воспринимающего сознания – он более реален, чем то, что он прячет, скрывает. Я не могу словами выразить это более ясно. Можно только подсказать мыслящему учащемуся, что свет его души (отраженный в его уме) и энергия формы (выраженная в его эфирном теле) в этой сфере временной двойственности являются для него двумя его базовыми реальностями. Водная природа его астрального опыта, в которой, видимо (снова иллюзия, обратите внимание), встречаются и действуют оба эти аспекта божественности, – всего лишь чарующее явление и в оккультном смысле не основана на факте. Любому искреннему стремящемуся известно, что его духовный прогресс измеряется степенью его свободы от этой иллюзии и вхождения в чистую атмосферу и ясный свет его духовного сознания. Согласно своему сознанию животное царство работает со второй из обеих базовых реальностей; для животного жизнь эфирного тела и сила, управляющая животной, или 613] материальной, природой – это основное выражение истины. При этом животное начинает смутно чувствовать мир иллюзии и обладает некоторыми психическими способностями и чувствами, с помощью которых распознает, но пока еще не в состоянии интерпретировать астральный план. Завеса иллюзии начинает опускаться перед глазами животного, только оно этого еще не знает. Человеческое существо веками блуждало в мире иллюзии, поскольку этот мир – его собственное творение. При этом человек, в свою очередь, с точки зрения сознания соприкасается с обеими реальностями и постепенно учится рассеивать иллюзию благодаря устойчивому росту сияния лучезарного света души. Смею напомнить, что двойственность – это лишь стадия на эволюционной дуге, приводящая в конце концов к осознанию единства.

Завеса иллюзии напоминает момент перед восходом, когда мир знакомых вещей видится сквозь туман, дымку, застилающую форму мира и встающее солнце. Тогда наступает то затишье, тот таинственный, туманный период, когда реальное скрыто нереальным; все погружается в то странное, искаженное состояние, когда формы видятся не такими, какие они в действительности, они теряют свои очертания, цвет и перспективу. Настоящее видение тогда невозможно. Поэтому астральная стадия, гигантский цикл времени, когда правит великая иллюзия, может на основе изложенного символического подхода считаться лишь временной, преходящей. Это не стадия конкретного божественного проявления; это не стадия чистой, неискаженной осведомленности; это не стадия совершенной работы. Это такой период, когда по земле ходят полубоги; это время, когда истина ощущается лишь смутно, когда видение – неопределенное и случайное; это стадия полуосознанного Плана, а когда работаешь, обладая частичным знанием, это непременно сопровождается трудностями и ошибками. Это также стадия искажения и непрерывной изменчивости, 614] тогда как в действительности имеем бесконечную игру сил, действующих вслепую и, по-видимому, бесцельно. Что касается человечества, то это время, когда человек окутан мглой и туманом, затерян в миазмах, поднимающихся от поверхности земли (символа базовой природы животного царства). Все же временами, когда брезжащий свет духовного сознания пробивается сквозь обволакивающую тьму, эта стадия видится нереальной. Это интервал между господством животного сознания и господством духовного сознания, причем этот интервал астральной иллюзии характерен только для человеческого семейства. Нет астрального плана, кроме как в сознании четвертого царства природы, так как человек «погружен в иллюзию» в смысле, отличающемся от сознательной осведомленности любого другого царства природы – как дочеловеческого, так и сверхчеловеческого.

Я в отчаянии оттого, что не могу объясниться яснее. Как может тот, кто подвержен иллюзиям чувств, подобно всем человеческим существам, постигнуть состояние сознания тех, кто освободился от иллюзий астрального плана, или осознать, каково состояние осведомленности тех форм жизни, которые еще не развили астральное сознание? Именно двойственная природа ума вызывает эту иллюзию, поскольку ум человека дарует ему ключи к Царству Небесному или же запирает перед ним входную дверь в мир духовных реальностей. Конкретизирующий, не опирающийся на духовные принципы ум вызывает все беды человечества. Это чувство самости и обособляющий индивидуализм, присущие такому уму, довели человечество до его нынешнего состояния, и все же даже это – часть великого процесса развития. Именно осознание двойственности, субъективно осознанные и одновременно ощущаемые чувства «я – Бог» и «я – форма» ввергли род человеческий в великую иллюзию.

Но та же самая иллюзия в конце концов открывает человеку тайный пароль в Царство Божье и способствует его освобождению. Сама майя подводит его к истине и знанию; именно на плане 615] астрала должна быть преодолена ересь обособленности; именно на поле Курукшетры индивидуальный стремящийся Арджуна и космический Арджуна усваивают тот урок, что познающий и познаваемое суть одно. Тайная наука Учителя Мудрости раскрывает секрет, как рассеивать туманы и пелену, тьму и мрак, порожденные соединением огней на ранних стадиях. Тайна Учителя – это откровение того, что астрального плана нет; в результате обнаруживается, что астральный план – это плод воображения, создаваемый неконтролируемым применением творческого воображения и неправильным употреблением магических сил. Работа Иерархии заключается преимущественно в том, чтобы покончить с тенями и рассеять влагу; цель Учителей – впустить свет души и показать, что дух и материя суть две реальности, составляющие одно целое, и что только во времени и пространстве, а также по причине циклического неправильного употребления магических и психических способностей появился астральный план великой иллюзии и стал сейчас настолько реальным, что является – в определенном смысле – более реальным (для человека), чем царство света и царство формы. В одном наиболее интересном смысле это верно, так как, поскольку человеческое существо – это душа и поскольку свет души находится внутри него и постепенно возрастает в сиянии, то сам этот факт порождает иллюзию. Из-за этой иллюзии магическая работа часто продвигается в неверных направлениях, основывается на неверных мотивах и выливается в схему, которая сильнее среднего работника, потому что вся сила мировой иллюзии направлена против любых попыток начинающего в белой магии.

Итак, правила оканчиваются утверждением, что маг пропевает слова, «которые сплавят огонь и воду», но данные правила предназначены для стремящихся. Аналогичные правила для посвященных оканчиваются словами: «Пусть посвященный издаст 616] ноту, которая объединит огни». Это важные, очень многообещающие слова для начинающего в магической работе. В силу необходимости он все еще работает на астральном плане и еще долго будет вынужден делать это. Признаком его роста является стабильное удаление сознания из этого плана и достижение ментальной уравновешенности и ментальной осведомленности, после чего становится возможной творческая работа на ментальном плане. Есть одно интересное древнее послание, найденное в архивах адептов, которое описывает некоторые стадии магической работы, изложенные, конечно же, в символической форме:

«Пусть маг встанет посреди великого мирового моря. Пусть он погрузится в воду и там встанет на свою твердь. Пусть он заглянет вниз, в водную глубь. Не видно ни одной правильной формы. Ничего нет, кроме воды. Она течет у него под ногами, вокруг него и над его головой. Он не может говорить; он не может видеть. Истина исчезает в воде.

Пусть маг встанет в поток. Вокруг него вода. Его ноги прочно стоят на земле и скале, но все видимые им формы теряются в серой безграничности тумана. Вода доходит ему до шеи, однако, став ногами на камне и держа голову на воздухе, он делает успехи. Пока еще все искажено. Он знает, что стоит, однако куда идти и как идти он не знает, не понимает. Он произносит слова магии, но приглушенно, неясно, напрасно; туман возвращает их ему; истинной ноты не слышно. Вокруг него многие звуки многих форм поглощают его звук.


Пусть маг встанет в водном тумане, освободясь от бегущего потока. Появляются слабые очертания. Он видит малый отрезок Пути. Свет мерцает сквозь облака тумана и мглу. Он слышит свой голос, который звучит яснее и правильнее. Он видит формы других странников. Позади него море. Под ногами виден поток. Вокруг – туман и мгла. Над головой не видно ни неба, ни солнца.

Пусть маг встанет на более высокую твердь, но под дождем. Капли стекают по нему; гром грохочет; молнии сверкают в небе. Но дождь, стекая, рассеивает туман, омывает форму, очищает атмосферу.

617]          Так становятся видимы формы и слышимы звуки, хотя еще слабо, ибо оглушителен гром и гулок звук падающего дождя. Однако уже видно небо, пробивается солнце, а в разрывах плывущих облаков синева неба ласкает усталый взор ученика.

Пусть маг встанет на вершине горы. Под ним, в долинах и на равнинах видна вода, потоки и облака. Над ним – небесная синева, сияние встающего солнца, чистота горного воздуха. Каждый звук отчетлив. Безмолвие говорит звуком».


Затем идут имеющие большое значение фразы, описывающие завершающую картину:


«Пусть маг встанет внутри Солнца и оттуда взглянет на земной шар. Из этой высокой точки безмятежного покоя пусть он произнесет слова, которые сотворят формы, выстроят миры и вселенные и дадут его жизнь тому, что им создано. Пусть он так направит формы, сотворенные на вершине горы, чтобы они смогли пробиться через облака, застилающие земной шар, и принести свет и могущество, которые рассеют завесу форм, скрывающую истинное земное обиталище от глаза наблюдателя».


Таков конец магической работы. Это подразумевает открытие того, что астральный план и так называемый астральный свет – это всего лишь кинематограф, созданный самим человеком. А что человек создал, то он может и разрушить.

Больше о магической работе я не вправе сообщать в настоящее время. Слова, которые соединяют, могут даваться не при любых обстоятельствах, а только под клятвой сохранения тайны, которая автоматически определяет поведение ученика; такие клятвы даются не какому-либо человеку, а произносятся стремящимся своей собственной душе после того, как душа сообщила ему Слова. Он открывает их для себя в результате неустанных усилий и устремленности. Он знает, что эти формулы являются прерогативой всех душ и могут быть узнаны и безопасно использованы только теми, кто осознал «Я» как Единого. Тогда он 618] дает обет никогда не открывать эти слова никому, кто еще не функционирует как душа и блуждает вслепую в долине иллюзий. На основе такого автоматического отклика познающих расы на знание Иерархия Адептов и набирает свои кадры.


ПРИЗЫВ К СЛУЖЕНИЮ

Завершая трактат о магической работе индивидуального стремящегося, я пытаюсь показать два момента:


1. Ближайшую цель учащихся в нашем веке и подытожить шаги, которые они должны сделать.

2. Состояния, которые необходимо искоренить, преодолеть, и наказания, которым подвергаются испытуемые и ученики, когда совершают ошибки и проступки.


Прежде всего, должна быть осознана ближайшая цель, если вы хотите избежать напрасных усилий и достичь реального прогресса. Многие полные благих намерений стремящиеся склонны тратить слишком много времени на самоанализ и составление планов служения. Устремленность мира сейчас так сильна, и человечество сейчас настолько ориентировано на Путь, что повсюду восприимчивые люди вовлекаются в вихрь духовного желания и горячо жаждут освобождения, духовного раскрытия и обретения сознания души. Убеждение в том, что каждый обладает скрытыми возможностями, сейчас настолько глубоко, что люди часто переоценивают свой уровень развития; они теряют массу времени, представляя себя идеальными мистиками или страдая от отсутствия быстрых духовных достижений или от неудач в деле служения. Так, с одной стороны, они теряются в неопределенных, туманных сферах прекрасного идеализма, красочных гипотез и восхитительных теорий; с другой стороны, они принимаются изображать из себя центр могущества в поле плодотворного 619] служения; их мысли направлены на разработку планов какого-нибудь всемирного проекта, где они видят себя осью, вокруг которой это служение будет вращаться; они зачастую пытаются осуществить эти замыслы и основывают, например, организацию на физическом плане, которая потенциально полезна, но равным образом и потенциально бесполезна, если не опасна. Они не могут понять, что их мотивирующий импульс определяется в первую очередь тем, что индусские наставники называют «чувством Я», и что их работа базируется на субъективном эгоизме, который должен быть и будет искоренен, прежде чем станет возможным настоящее служение.

Тенденция к устремлению и служению правильна и хороша и должна рассматриваться как факт утверждающегося универсального сознания и достояние расы в целом. Она становится все очевидней благодаря возрастающему влиянию Водолея, которое (примерно с 1640 г. н.э.) набирает мощь и приводит к двум результатам: разрушает закристаллизованные старые формы века Рыб и стимулирует творческие способности и стремление выражать их в групповых концепциях и групповых планах. Как всем хорошо известно, в этом причина нынешних тревожных обстоятельств; эти обстоятельства обусловлены процессами, которые могут быть описаны тремя словами: обезличивание, когда интересы государства, группы или групп считаются более важными, чем интересы и права индивидуума; слияние, то есть тенденция соединять, сплавлять, координировать и достигать такой взаимосвязанности, которая должна, в конце концов, засвидетельствовать единство человечества и привести к «синтезу всех отдельных людей», который, как верно отмечает Браунинг, является целью эволюционного процесса и знаменует завершение странствия божественного блудного сына; и ощущаемая взаимосвязь между единицами, группами и сочетаниями групп как на субъективной, так и на объективной сторонах проявления. Эти три слова – обезличивание, слияние и взаимосвязь – отражают 620] выдающиеся явления, происходящие среди нас в настоящее время. Ученик призывается осознать суть плана, раскрывающуюся в трех словах, и изучить, как идет развитие этих процессов в мире. То, что они выдающиеся, станет очевидно, если учащийся возьмет на себя труд обозреть панораму истории; даже история последних пяти веков откроет ему тот факт, что прежде великие индивидуумы играли выдающуюся роль и что история определялась, главным образом, деяниями могучих личностей, которые очаровывали свое время и эпоху; тогда изоляция и разделенность управляли человеческими делами, каждый дрался за собственную землю, каждый не думал о своем брате и жил эгоистично; тогда взаимосвязь между разными расами и между отдельными родами была незначительной, так как не было настоящих средств связи, за исключением личного контакта, который зачастую был невозможен.

Поэтому учащимся следует поразмышлять над этими тремя словами, значение которых будут все возрастать в течение следующих пятидесяти лет. Это гораздо больший срок, чем нужен для того, чтобы средние учащиеся могли осмыслить информацию и составить планы; распознавая эту фазу исполнения божественной Цели, им было бы полезно изучить свои собственные жизненные проявления и задать себе следующие вопросы:


1. Теряют ли они время в мистических мечтаниях или заняты практическим приложением прочувствованных духовных истин, тем самым, делая их частью своего ежедневного опыта?

2. Обнаруживают ли они, что их реакцией на возрастающее обезличивание века является негодование, или они считают, что такое сравнительно новое состояние отстраненности от личностного способствует решению и их собственных личностных проблем?

621] 3. Регистрируют ли они у себя раскрывающуюся способность чувствовать мысли и идеи других людей, считают ли они, что становятся более восприимчивыми и, следовательно, более способными влиться в великий процесс налаживания взаимосвязи?

4. Как сильно склонность изображать из себя значительную величину проявляется в их ежедневной жизни? Считают ли они себя центром вселенной, которая автоматически вращается вокруг них, или они работают над тем, чтобы перестать сосредотачиваться на себе и влиться в целое?


Эти и другие подобные вопросы способствуют выявлению степени отзывчивости стремящегося на приход Нового Века.

В данном трактате об индивидуальном развитии и установлении контроля над астральным телом были даны необходимые инструкции для роста понимания и как руководство к действию на промежуточный период между двумя большими эпохами – Рыб и Водолея. Часть лежащего в основании замысла была изложена словами, – это замысел, который распознают многие люди во всем мире и который воплощается практически в любой области человеческой жизни. Он подсознательно регистрируется и интуитивно реализуется многими, которым пока ничего не известно о технических деталях Плана. Те, кто ведут человеческую расу, озабочены, в основном, не тем, чтобы успешно создать новые условия. Эти условия уже полностью обеспечены, и рост человеческого понимания и духовного осознания единства всего не может быть остановлен. Проблема в том, какими средствами продолжать пользоваться для достижения желаемых целей, чтобы природа формы могла быть настроена и подготовлена к выполнению своих новых обязанностей, к оперированию своими новыми знаниями без лишних страданий, болезненных психических состояний и часов мучений, которые зачастую привлекают больше 622] внимания, чем постепенный успешный рост божественной осведомленности. В мире неизменно сохраняется тенденция к синтезу и пониманию, неизменно меньшее вливается в большее и единица соединяется с целым, неизменно великие универсальные концепции воздействуют на умы масс, после чего происходит несчастье, катаклизм, разрушение формы и всего того, что мешает превращению этих концепций в факты физического плана. Поэтому задача иерархических работников в том, чтобы предотвратить страдания и поддержать человека, пока приливная волна духовного раскрытия разливается по миру и делает свое дело. Отсюда призыв к служению, который трубой трубит в уши всех чутких учеников.

На призыв к служению, как правило, появляется отклик, однако этот отклик окрашен личностью стремящегося, пропитан его гордыней, его амбицией. Потребность действительно ощущается. Желание помочь нуждающемуся миру – настоящее и искреннее; стремление служить и поднимать – истинное. Стремящимся предпринимаются шаги, которые, в соответствии с его замыслом, позволяют ему способствовать проведению Плана. Однако трудность, с которой нам – на внутренней стороне – приходится сталкиваться, заключается в том, что, хотя нет сомнения относительно готовности и желания людей служить, их характеры и темпераменты становятся почти непреодолимыми препятствиями. Через таких стремящихся нам приходится работать, и они подчас доставляют нам много хлопот.

Эти препятствующие качества часто не проявляются, пока человек не начинает свое служение. То, что они есть, наблюдающие ведущие могут предполагать, но даже они не имеют права упускать благоприятную возможность. Когда впоследствии проявляются подобные качества, трагедия усугубляется тем, что часто кроме самого стремящегося вместе с ним страдают многие другие. Когда такой человек пытается начать служение, выбираясь из идеалистических утопий, прекраснодушных планов, болтовни и организаторского зуда, 623] многие откликаются на издаваемую им ноту и собираются вокруг него. Когда же проступают его тайные слабости, окружение страдает вместе с ним. Метод Великих заключается в том, чтобы отыскивать тех, кто в какой-то мере уже способен откликаться, и затем работать через них. Но этот метод таит в себе некоторые опасности. Начинающий, действующий из лучших побуждений стремящийся находится не в такой опасности, как более продвинутый активный ученик, который подвергается опасности с трех сторон и может быть сбит с ног тремя способами:


1. Вся его природа подвергается чрезмерной стимуляции вследствие его внутренних контактов и воздействия духовных сил, с которыми он соприкасается; это представляет реальную опасность, так как он пока едва ли знает, как себя вести, и редко осознает сопутствующий риск.

2. Люди, с которыми он работает, в свою очередь, представляют для него проблему. Проявляемые ими лесть, преклонение, критицизм и алчность порождают облако мыслеформ, которое обволакивает его путь. Поскольку он еще недостаточно отстранен и духовно продвинут, он растерянно бредет в этом облаке, сам того не понимая. Так он сбивается с пути и отходит от своего первоначального намерения, опять-таки сам того не осознавая.

3. Его скрытые слабости обязательно проявляются под давлением работы, и неизбежно время от времени он демонстрирует признаки надлома, если я вправе употребить это слово. Личностные недостатки становятся более явными, по мере того как он старается осуществить свой конкретный вид служения миру. Я имею в виду служение ради собственного роста, определяющееся личностной амбицией и любовью к власти, даже если это осознается лишь частично или вовсе не осознается. Ученик, естественно, все время находится в напряжении и – так же как поднимающий тяжелый груз в гору – испытывает кризисы перенапряжения 624] и может не справиться с упадком сил или снизить свой идеал в угоду своим слабостям.


Ко всему этому следует добавить напряженность самого нынешнего периода и общее удручающее состояние человечества. Эти факторы подсознательно влияют на всех учеников и стремящихся, работающих сейчас в мире. Одни из них демонстрируют признаки физического перенапряжения, хотя их внутренняя жизнь остается уравновешенной и нормальной, здоровой и правильно ориентированной. Другие надламываются эмоционально, что приводит к двум следствиям в зависимости от точки развития стремящегося к служению. Он либо учится отстраненности благодаря испытываемому напряжению, и достаточно любопытно, что это можно назвать «защитным механизмом» души в нынешнем периоде мирового раскрытия, либо он становится все более нервным и близок к тому, чтобы стать неврастеником. Некоторые испытывают перенапряжение в ментальном теле. Они часто чувствуют растерянность из-за этого и перестают улавливать свет истины. В результате они работают без вдохновения, только потому что знают, что это правильно, а также потому что вовлечены в ритм работы. Другие пытаются реализовать благоприятную возможность в соответствии только со своим пониманием, а для этого начинают упорно отстаивать свою правоту (это наиболее характерный недостаток людей ментального типа), выстраивают структуру вокруг своего служения и конструируют форму, которая на самом деле воплощает только то, что они желают, что считают единственно правильным, но которая разделяет; она – дитя их ума, а не их души. Некоторые, более сильные и координированные, ощущают давление всей своей личности, их чуткая психическая природа отзывается и на нужду, и на теорию Плана; они осознают свои по-настоящему ценные качества, знают, что им есть, что дать. Однако они еще настолько подвластны тому, что называется личностью, что идеал их служения постепенно и неизменно спускается до уровня этой личности и, как следствие, 625] окрашивается их личностными реакциями, их симпатиями и антипатиями, их индивидуальными жизненными склонностями и привычками. Все эти привычки, в конце концов, закрепляются, и тогда имеем работника, старающегося делать хорошее дело, но портящего все своей неосознанной обособленностью и индивидуалистическими методами. Это означает, что такой работник собирает вокруг себя только тех, кого он может подчинить и кем может руководить. Его группа окрашена не импульсами Нового века, а разделяющими инстинктами работника в центре. Здесь опасность настолько тонкая, что ученику нужно проявлять большую бдительность при самоанализе. Так легко быть очарованным красотой собственных идеалов и собственного видения, убежденностью в правоте собственной позиции, и все это время субъективно лелеять любовь к личной власти, индивидуальную амбицию, подозрительность по отношению к другим работникам и попадать в другие ловушки, подстерегающие неосторожного ученика.

Но если культивировать настоящую безличность, если развивать способность стоять твердо, если разрешать любую ситуацию в духе любви, отказываться от поспешных действий и не допускать обособления, результатом будет рост группы истинных служителей, поиск и объединение тех, кто способен материализовать План и способствовать рождению Нового Века с сопутствующими ему чудесами.

Чтобы свершить такое, нужна редчайшая отвага. Страх держит мир в рабстве, и никто не свободен от его воздействия. Для стремящегося и ученика характерны два вида страхов, которые следует особенно хорошо изучить. Страхи, описанные ранее в трактате, и страхи, свойственные, как известно, самому существованию, нам всем знакомы. Они коренятся в инстинктивной природе (экономические страхи, страхи, обусловленные половым инстинктом, физический страх и ужас, страх неведомого, наряду с господствующим страхом смерти, отравляющим столь многие жизни) и представляют собой предмет многих психологических исследований. Их я не буду разбирать. Они преодолеваются жизнью души, по мере того как она начинает охватывать ежедневную 626] жизнь и преображает ее, а также преодолеваются отказом стремящегося поддаваться их любым проявлениям. Первый метод способствует укреплению характера и предупреждает появление новых страхов. Им нет места, если душа сознательно контролирует жизнь и все ее ситуации. Второй нейтрализует старые мыслеформы и приводит, в конечном счете, к их разрушению из-за отсутствия подпитки. Так протекает двойной процесс, инициируя проявление подлинных качеств Духовного человека и все больше освобождая от рабства древних устрашающих концепций. Учащийся обнаруживает, что неуклонно отстраняется от главных управляющих инстинктов, которые до сих пор связывали его с общей схемой элементарной планетарной жизни. Здесь надо отметить, что все основные инстинкты уходят корнями в это специфическое качество планетарной жизни – страх, побуждая к каким-либо действиям. Как известно, психологи насчитывают пять главных доминирующих инстинктов, – мы вкратце их рассмотрим.

Инстинкт самосохранения своими корнями уходит во врожденный страх смерти; благодаря наличию этого страха раса достигла нынешнего долголетия и уровня иммунитета. Науки, занимающиеся сохранением жизни, современное медицинское знание, все достижения цивилизации, обеспечивающие уровень гигиены и комфорта, – все они развились как следствия этого страха. Все направлено на выживание индивидуума, на продление его существования. Человечество выживает как раса и как царство природы, благодаря этому страху и этой инстинктивной реакции человеческой единицы – стремлению к самосохранению.

Половой инстинкт обусловлен, главным образом, страхом разлуки и изоляции, бунтом против обособленности на физическом плане, против одиночества; благодаря этому страху раса 627] развивается, совершенствуются и размножаются формы, через которые раса может проявляться.

Стадный инстинкт легко объясняется подобной реакцией; для обретения чувства уверенности, надежной, гарантированной безопасности – основанной на большом скоплении себе подобных – люди всегда искали общения, собирались вместе для защиты и экономической стабильности. Результатом этой инстинктивной реакции расы в целом является вся наша современная цивилизация; как следствие страха возникли ее гигантские центры, огромные города, густо населенные кварталы, и мы живем в современном стаде, возведенном в энную степень.

Четвертый великий инстинкт – инстинкт самоутверждения – также основан на страхе; он происходит из страха индивидуума, что он не добьется признания, в результате чего лишится  многого, что могло бы принадлежать ему. Так с течением времени возрастал эгоизм расы; развивалось чувство стяжательства и способность захватывать («воля к власти» в той или иной форме), и сегодня налицо сильнейший индивидуализм и самоуверенность, чувство собственной значительности, породившие множество современных экономических и национальных проблем. Мы культивировали самоопределение, самоутверждение и своекорыстие, и вот перед нами почти неразрешимая трудность. Но из всего этого возникло и возникнет много добра, потому что ни один индивидуум не представляет никакой ценности, пока не добудет ценности для себя, чтобы затем безоговорочно пожертвовать обретенные ценности на благо целого.

Инстинкт исследования, в свою очередь, основан на страхе перед неведомым, однако из этого страха – в результате многовековых исследований – возникло наше современное образование, культурные традиции и вся структура научного поиска.

Эти основанные на страхе тенденции послужили (поскольку человек божественен) колоссальным стимулятором раскрытия всей его природы и вывели его вперед на его нынешний уровень 628] широкого понимания и полезности; они привели к нашей современной цивилизации со всеми ее недостатками, но и со всеми проявлениями божественности. Из этих развившихся до предела инстинктов и в результате их трансмутации в высшие соответствия пышно расцветет цветок раскрывающейся души. Хочу отметить следующее:

Инстинкт самосохранения находит свое завершение в обретении уверенности в бессмертии, и работа спиритуалистов и исследователей в области психики на протяжении веков – это способ достижения такой уверенности, гарантирующий ее обретение.

Половой инстинкт в итоге находит свое логическое завершение в стремлении к достижению сознательной связи между душой и телом. Это ключевая нота мистицизма и религии, и сегодня, как и всегда, он является выражением Закона Притяжения, сначала побуждая к соединению на физическом плане, а затем находя свое завершение (для человека) в осуществляемом сознательно возвышенном соединении между позитивной душой и негативной восприимчивой формой.

Стадный инстинкт обретает свою божественную завершенность в пробужденном групповом сознании, которое сегодня демонстрируется в общей тенденции к единению, к всестороннему повсеместному сплочению и слиянию. Он выражается в способности мыслить понятиями интернационализма, универсальными концепциями, которые в конечном итоге приведут к всеобщему братству.

Инстинкт самоутверждения, в свою очередь, дал нашей современной цивилизации ее крайний индивидуализм, культ личности, привел к созданию эталонов и почитанию героев. В результате он приводит к утверждению «Я», божественного внутреннего Правителя, и из нашей новейшей науки психологии возникнет знание об утверждающемся и господствующем духовном 629] «Я», что и приведет в конце концов к проявлению царства душ на земле.

А как преображается инстинкт исследования? После его трансмутации в божественное изыскание, после его преобразования благодаря применению света души в исследуемой сфере, человечество перейдет во Дворец Мудрости, таким образом оставив позади опыт Дворца Знания. Наши большие центры образования станут школами развития интуитивного восприятия и духовной осведомленности.

Читателям рекомендуется тщательно изучить следующую таблицу:


Инстинкт                Соответствие         Метод

1. Самосохранения....... Бессмертие.............. Спиритуалистическое

исследование

2. Половой................... Духовный союз ....... Религия

Единение................. Мистицизм

3. Стадный .................. Групповое сознание.... Братство

4. Самоутверждения..... Утверждение «Я».... Психология

5. Исследования .......... Интуиция ............... Образование


Итак, донимающие человечество страхи, уходя своими корнями в инстинкты, оказываются на самом деле божественными качествами, которые неверно используют и которыми злоупотребляют. Если же они правильно понимаются, используются и трансмутируются знающей душой, они ведут к достижению осведомленности, являются источниками роста и тем, что сообщает дремлющей душе – во времени и пространстве – необходимый импульс, толчок, стремление к прогрессу, которое вело человека вперед, начиная с пещерной стадии и доисторического цикла, через долгий период истории, и которому сегодня можно доверить с возрастающей скоростью вести его вперед, поскольку он уже достиг интеллектуального понимания и может с полным знанием дела способствовать прогрессу.

Учащимся необходимо глубже осознать, что весь этот процесс божественен, и что так называемое зло – это всего лишь иллюзия, неотъемлемая часть двойственности, в свое время или 630] вне времени уступающая место божественному Единству. Зло обусловлено неправильным восприятием и ложной интерпретацией того, что воспринимается. Достижение истинного видения плюс правильное понимание приносят освобождение от инстинктивных реакций и вызывают ту внутреннюю отстраненность, которая позволяет человеку быть свободным в царстве Божьем.

А как быть с теми двумя видами страха, которые имеют особое отношение к стремящемуся? Как быть со страхом общественного мнения и со страхом неудачи? Это два могучих фактора в жизни служения, которые становятся препятствиями для многих.

Те, кто начинает работать в сотрудничестве с Планом и усваивает смысл служения, склонны опасаться критики и неверного толкования того, чем они занимаются; или же они становятся жертвой иного страха, что то, что они делают, не сможет понравиться, не будет по достоинству оценено и понято. Они требуют признания, хотят нравиться и жаждут похвал. Они измеряют успех массовостью отклика. Они не выносят, если их мотивы неправильно воспринимаются или недооцениваются, в таких случаях они яростно бросаются в объяснения; они несчастливы, если их методы, состав их группы, способ их служения оказываются под огнем критики. Они подвержены ложным стремлениям к массовости, к власти и к догматизму. Если то, что они делают, не соответствует стандартам или представлениям той группы умов, которая их окружает или больше всего их привлекает, они чувствуют себя несчастными и часто изменяют свои планы, свою точку зрения, снижают уровень своего служения до соответствия окружающей массовой психологии или до уровня представлений влиятельных советчиков.

Настоящий ученик обладает видением. Он стремится тесно соприкасаться со своей душой, чтобы, не теряя контакта, постараться сделать это видение реальностью; он намеревается добиваться того, что с мирской точки зрения кажется невозможным, зная, что осознанное нужно воплотить, не думая о целесообразности и без излишней адаптации к взглядам мирских практичных 631] советчиков. Общественное мнение, советы тех, чье поведение определяется скорее Рыбами, чем Водолеем, тщательно и взвешенно обдумываются, и если становится ясно, что совет является разделяющим, направлен на нарушение гармонии, не основан на братской любви и понимании, он моментально отвергается. Где налицо постоянное критическое отношение к другим работникам в поле мирового служения, где обращают внимание только на ошибки и проявления эгоизма, приписывают неправильные мотивы и ожидают зла, туда настоящий стремящийся не позволяет себя втянуть, продолжая спокойно следовать своим путем.

Я ответственно заявляю, что в наступающем цикле к истинной работе (работе по духовному объединению мира в синтезе, а также по утверждению и признанию на земле факта братства душ) будут привлекаться только те, кто отказывается служить разделению и следит за своими словами, чтобы они не несли зла; кто научился видеть божественность во всем; кто не допускает злых мыслей и не выискивает зло в других; кто работает с сомкнутыми устами, не вмешивается в дела своих братьев и умеет хранить то, что ему доверено; чьи жизни окрашены пониманием и любовью; чьи умы отличаются тренированным духовным восприятием и обладают той духовной осведомленностью, которая появляется, когда острый ум используется как проводник любящего духа.

Хочу повторить сказанное другими словами, так как это чрезвычайно важно и результаты воздействия таких людей на мир колоссальны. Мужчины и женщины, чья миссия – возвестить начало Нового Века, это те, кто усвоил секрет молчания; они непрестанно оживотворяются духом включающей любви; их языки не уводят их назад, в русло привычного критицизма, и они не позволяют себе осуждать других; их также оживотворяет дух покровительства. Им будет поручена работа по установлению образа жизни Нового Века.

632] Для тех же, кто еще не достиг этой точки эволюции, чье видение не столь ясное и чья природа еще не настолько дисциплинирована, остается важная работа уровнем пониже – работать вместе с подобными себе. Их черты, их качества привлекают к ним тех, с кем у них много общего; они работают не в таком одиночестве, и их работа имеет больший внешний успех, хотя и не всегда.

Помните, что любая работа на взгляд Великих одинаково важна. Для душ, находящихся на той стадии, на которой дом и место работы обеспечивают получение необходимого опыта, эти места и становятся полем их высшего усилия; их стремление, их старание при выполнении работы – на своем собственном уровне – такое же высокое достижение, как выполнение своей миссии Христом или Наполеоном. Не забывайте этого и старайтесь видеть жизнь в ее истинном свете, а не в ее условных различиях, придуманных человеком и потому опасных. Ученик, не обладающий еще полным видением, присущим более опытным работникам, и лишь приступающий к изучению азбуки общественной работы, может со всеми своими недостатками и явными промахами делать такое же благое дело, как и старший ученик, обладающий более обширным знанием и опытом.


ГРУППЫ И ПОДГОТОВКА В НОВОМ ВЕКЕ

Для тех из нас, кто работает на внутренней стороне, работники мира делятся на три группы:


1. Те очень немногие, кто являются настоящими Водолеями. Их работа сопряжена с реальными трудностями, поскольку их видение превосходит уровень развития большинства, и они часто сталкиваются с отсутствием понимания, с осуждением со стороны своих сотрудников и оказываются в полном одиночестве.

2. Те, кто являются чистыми Рыбами. Они работают с гораздо большей легкостью и находят более быстрый отклик у окружающих. Их работа имеет более догматичный характер, менее включающа и окрашена духом разделения. В их число входит множество 633] мировых работников во всех сферах человеческого прогресса и структурах по улучшению благосостояния.

3. Те Рыбы, которые достаточно развиты, чтобы откликаться на зов Водолея, но которые пока еще не верят себе настолько, чтобы применять новые методы работы и идеи Водолея. Например, в политической сфере они обладают чувством интернационализма, но не в состоянии его демонстрировать, когда дело доходит до понимания точки зрения других. Они считают, что обладают универсальным сознанием, но когда доходит до дела, они дискриминируют и подавляют. Они образуют гораздо меньшую группу, чем настоящие Рыбы, делают хорошее дело и занимают очень нужное место. Однако проблема, которую они создают для пытающихся их задействовать работников Водолея, состоит в том, что, хотя они и отзываются на идеал и причисляют себя к Новому Веку, они в действительности ему не соответствуют. Они улавливают лишь часть видения и усвоили теорию, но не умеют выразить ее на практике.


Вместе эти три группы проводят большую нужную работу и благодаря своим совместному служению влияют на массы людей, исполняя тем самым свою дхарму. Одна группа вынуждена работать, находясь пока еще во власти наваждения, создаваемого общественным мнением. У промежуточной группы самая трудная задача, потому что при отсутствии ясного видения голос их близкого окружения и голос внутренней группы мировых Знающих часто вступают в конфликт между собой, в результате чего люди мечутся туда-сюда, отзываясь то на тот, то на другой. Группа тех, кто более остальных восприимчив к поступающей вибрации Водолея, регистрирует голоса лидеров обеих других групп, но голос ведущих Учителей и голос группы мировых Учителей безошибочно ведет их вперед.

Я пытаюсь объяснить перечисленные выше методы и способы 634] работы, так как времена трудные и необходимо достичь ясности мышления, чтобы эту работу продвигать. И хотя такое разделение на группы само по себе обособляет и не дает возможности представить какую бы то ни было идею в ее истинном, синтетическом виде, будет уже успехом, если многие тысячи отдельных групп удастся отнести к трем основным группам, и ум ученика будет избавлен от необходимости детально анализировать деятельность различных работников, воплощающих План во всем мире.

Вторая большая проверка для чувствительного ученика – это преодоление страха неудачи. Он основан на прошлом опыте (так как у всех бывали неудачи), на понимании того, что можно не успеть выполнить предназначенное и упустить благоприятную возможность, а также на остром осознании своей индивидуальной ограниченности и недостаточности. Этот страх зачастую является результатом отклика на нынешний низкий духовный уровень и пониженную физическую жизненность расы. Никогда прежде страх неудачи так сильно не преследовал человеческое семейство. Другая причина такой реакции заключается в том, что род человеческий в целом впервые в истории расы начинает воспринимать видение и, следовательно, обретает более развитое чувство относительной ценности, чем когда-либо ранее. Люди знают, что они божественны, и это осознавание становится всеобщим. Отсюда сегодняшняя неуспокоенность и бунт против ограничивающих условий. Однако для ученика будет ненужной тратой времени размышлять о своей неудаче или бояться неудачи. Не существует такого понятия, как неудача; может быть только потеря времени. Последняя – серьезный фактор в наше время крайней мировой нужды, однако ученик когда-нибудь неизбежно должен будет начать поступать правильно и исправлять свои прошлые неудачи. Не нужно еще раз подчеркивать, что мы учимся на неудачах, так как это хорошо известная истина; ее знают все, кто пытается жить как душа. Ученик не должен также огорчаться по поводу кажущихся или действительных неудач своих соучеников. Чувство времени вызывает наваждение и огорчение, между тем работа продвигается 635] и урок, усваиваемый благодаря неудаче, служит предостережением на будущее. Он способствует быстрому росту. Честный ученик может поддаться наваждению, но надолго ничто не в состоянии его удержать. Что значат несколько быстротечных лет по сравнению с циклом эонов? Не больше чем секунда в череде отведенных человеку семидесяти лет. Личности ученика они кажутся самыми важными; наблюдающей душе они представляются лишь мгновением. Возможно, для мира временная неудача может означать задержку ожидаемой помощи, но это, опять-таки, лишь на короткое время, так как помощь приходит из других источников, поскольку План неудержимо продвигается вперед.

Могу ли я совершенно серьезно сделать вам парадоксальное предложение работать с предельной отдачей и, в то же время, не относиться к работе с чрезмерной серьезностью и не воспринимать себя слишком всерьез? Те, кто находятся на внутренней стороне и следят за работой мировых стремящихся, видят в настоящее время их достойные сожаления переживания по поводу своей индивидуальной недостаточности, упорные напряженные усилия с их стороны «сделать себя такими, какими они должны быть», и в то же время удручающее отсутствие чувства пропорции и какого бы то ни было чувства юмора. Призываю вас культивировать оба эти недостающие качества. Не воспринимайте себя столь серьезно, и вы обнаружите, что освобождаетесь для более свободной, более эффективной работы. Относитесь к Плану и к призыву к служению серьезно, но не тратьте время на бесконечный самоанализ.

Поэтому ближайшей целью для всех стремящихся учеников в настоящее время можно считать следующие достижения:

1. Достигнуть ясного понимания собственных ближайших личных проблем и, в первую очередь, цели своего служения. Это осуществляется благодаря медитации.

2. Развить чувствительность к новым импульсам, наполняющим в наше время мир. Это достигается через проявление все 636] большей любви ко всем, а благодаря любви и пониманию с людьми легче контактировать. Любовь раскрывает.

3. Научиться служить с полной беспристрастностью. Это достигается путем искоренения личных амбиций и любви к власти.

4. Научиться не обращать внимания на общественное мнение или на неудачи. Это осуществляется благодаря чуткому восприятию голоса души и стремлению всегда пребывать в сокровенном месте Всевышнего.


Сейчас мы соединили нашу первую рекомендацию о ближайшей цели и шагах, которые нужно предпринять для ее достижения, с нашей второй рекомендацией о поведении и факторах, которые приходится искоренять. Остается только перечислить наказания, которым подвергается испытуемый или опытный работник, если он поддается наваждению и присущим его природе недостаткам, позволяет им мешать его работе и стать преградой между ним и прозреваемой целью.

Необходимо подчеркнуть, что имеются три основных опасных момента в жизни служения. Я имею в виду не индивидуальную подготовку ученика, а его жизнь в служении и деятельность, в которую он, как работник, вовлечен. Его темперамент, его оснащенность и его особенности (физические, эмоциональные и ментальные) оказывают могучее действие на его окружение, на людей, которым он пытается помочь, на его семью, на его подготовку в миру и на его речь.

Первый опасный момент – его физическое состояние. Об этом я не буду распространяться, только очень попрошу учеников поступать мудро, уделять достаточно времени для сна, принимать правильную пищу (которая должна подбираться каждым индивидуумом в соответствии со своими особенностями) и, по возможности, искать такое окружение, которое позволило бы ему работать 637] с наибольшей легкостью. Наказание за нарушение этих инструкций проявляется в отсутствии силы для служения и в увеличении рабской зависимости от физического тела. Если физическое тело находится в плохом состоянии, то ученик обнаруживает, что он не способен взять на себя новый объем обязанностей, налагаемых на него притоком силы.

Второй опасный момент – это астральная иллюзия, в которой живет все человечество, ее способность очаровывать даже опытных работников. Я достаточно рассмотрел этот вопрос в настоящем трактате, посвященном, как вы знаете, методам достижения контроля над астральным телом и верному пониманию законов, следуя которым этого контроля можно добиться. Только ментальный контроль плюс верное духовное восприятие способны прорвать эти иллюзорные астральные миазмы и открыть человеку, что он представляет собой духовную сущность в воплощении и находится в контакте – благодаря своему уму – с Универсальным Умом. Наказание, которому подвергается ученик, постоянно поддающийся наваждению, очевидно. Его видение затуманивается, и он «теряет чувство касания», как это называется в древних комментариях. Он блуждает «по тропинкам жизни, не замечая прямой столбовой дороги, ведущей к цели».

Третья опасность (наиболее распространенная в наше время) – это ментальная гордость и вытекающая из нее неспособность работать в групповой формации. Наказанием за это часто является временный успех и вынужденная работа с группой, лишенной своих лучших элементов и состоящей лишь из тех, кто питает личность главы группы. В результате акцента на собственных идеях и собственных методах работы ученик обнаруживает, что его группе недостает тех факторов и тех людей, которые бы ее обогатили, уравновесили его устремление и привнесли бы в то, что он делает, те качества, которых ему самому недостает. Это само по себе достаточное наказание, быстро приводящее в чувство честного ученика. Предоставьте мыслящему, честному 638] и по сути истинному ученику так ошибаться, и в свое время он осознает тот факт, что собранная им группа вылеплена им или что он вылеплен ею, что она олицетворяет и повторяет его самого. Закон быстро срабатывает в случае истинного ученика, и он быстро исправляет положение дел.

Хочу уверить учащегося, что, настойчиво продвигаясь вперед, он обнаружит, что экзотерическая и эзотерическая связь между внешними школами и внутренней школой, или знающими истину, настолько тесна, что ни один серьезный учащийся не остается незамеченным. При перегруженности работой, под гнетом и грузом дневных трудов большой поддержкой является знание, что есть те, кто наблюдает, и что каждое основанное на любви действие, каждая устремленная на общее благо мысль, каждая бескорыстная реакция не остаются без внимания. Но помните, что стремящийся получает признание Помощников, когда Они обнаруживают у него повышение вибрации, а не в результате совершенного им действия или посланной мысли. Тех, кто учит, интересуют верность истине, скорость вибрации и качество проявляемого света. Они не знают о конкретных действиях, словах и состояниях, да и не располагают временем для их изучения, и чем скорее стремящиеся это усвоят и оставят какую бы то ни было надежду вступить в контакт с индивидуумом, которого они называют Учителем, располагающим по их представлению таким большим досугом и такими развитыми силами, что Он готов заниматься их тривиальными делами во времени и пространстве, тем быстрее они будут прогрессировать.

Если же налицо неустанный рост, приверженность оккультным принципам, вызывающая конкретные изменения в используемых телах и увеличение излучения света, то это становится известно и регистрируется, и стремящийся вознаграждается тем, 639] что возрастают его возможности служить своим собратьям. Учителя вознаграждают не похвалой, не поглаживанием по голове, не словесным выражением благодарности. Они заняты тем, что из обыкновенных мужчин и женщин делают знающих и учителей:


1)   обучая их познавать себя;

2)   освобождая их от слепой веры авторитетам тем, что пробуждают в их умах интерес, желание исследовать и затем указывают (не более того) направление, в котором следует искать ответ;

3)   создавая им условия, которые вынуждают их стоять на собственных ногах и полагаться на собственные души, а не на какое бы то ни было человеческое существо, будь то любимый друг, наставник или Учитель Мудрости.


Мне не хочется повторяться. Большинство положений, касающихся работы стремящегося нашего времени, рассмотрены ранее в данном трактате. Вам всем остается лишь тщательно их изучить. Я заканчиваю призывом ко всем читающим эти инструкции собраться с силами, повторить обеты преданности делу служения человечеству, подчинить собственные идеи и желания групповому благу, отвести свой взгляд от себя, снова сосредоточив его на восприятии Плана, сдерживать свои языки от пустословия и критицизма, от сплетен и злоречия, читать и изучать необходимые материалы так, чтобы работа могла с пониманием продвигаться вперед. Пусть учащиеся настроятся в наше время крайней необходимости и благоприятной возможности пожертвовать всем, что они имеют, для помощи человечеству. Необходимость, потребность – налицо. Налицо безотлагательность момента, и я призываю всех, кому пытаюсь помочь, присоединиться к напряженному усилию Великих. Они трудятся день и ночь, стараясь облегчить долю человечества, отвести зло и бедствия, сопутствующие нынешней ситуации. Я предлагаю вам не упустить благоприятную возможность и заявляю, что вы нужны – даже самый малый из вас. Уверяю, что группы учащихся, работающих 640] слаженно и неизменно испытывая глубокую любовь друг к другу, могут достигнуть значительных результатов.

За то, чтобы каждый из вас мог так работать, чтобы каждый мог забыть о себе, осознав мировую потребность, возносится самая искренняя молитва, с самой высокой надеждой, вашим братом ТИБЕТЦЕМ.

 




Имя:
E-mail:
Коментарий к тексту
Текст коментария
Капча
Код проверки